Красиво и качественно созданный сайт не будет столь полезным и удобным, если в нем будет отсутствовать грамотная навигация. Навигация по сайту представляет собой схему перехода от одного раздела сайта к другому. Навигация - самый привычный и одновременно сложный момент в разработке будущей веб-страницы. Она должна быть простой, удобной и интуитивно-понятной, но именно это вызывает основные проблемы у большинства разработчиков.
Качественная навигация всегда отражает логику посетителя сайта и обеспечивает его потребности. Вся информация на сайте должна быть четко структурирована, чтобы любой посетитель без труда мог ориентироваться в материале и легко находить нужный ему раздел и переходить в него. Вопросам создания идеальной навигации посвящен уже не один десяток статей. Попробуем выделить ряд основных моментов, помогающих создать полноценную навигацию:
1. Удобная панель навигации. Панель навигации (меню сайта) - это, по сути, перечень ссылок, который содержится на каждой странице сайта.
2. Применение карты сайта. Карта сайта представляет собой дерево логической структуры сайта и содержит перечень всех разделов и страниц сайта.
3. Доступность информации. Исследования доказывают, что если пользователь не может найти информацию в два - три клика, то он уходит с сайта.
4. Повторение основных ссылок. Повтор основных разделов меню, например, внизу каждой страницы значительно облегчает навигацию, позволяя быстро вернуться к главным разделам.
5. Использование заголовков разделов и страниц. Каждый раздел и страница сайта должны иметь свой собственный заголовок. Это позволяет посетителю всегда точно определить, где он находится и легко ориентироваться.
Как правило, разработка сайта включает интеграцию нескольких видов навигации, грамотное сочетание которых дает лучший результат. Это основная навигация, вспомогательная, служебная и дополнительные информационные блоки.
Панель навигации сайта
Во-первых, основная навигация или панель навигации (меню сайта). Панель навигации – это, без сомнения, самый применяемый элемент в веб-дизайне. Основное предназначение панели навигации – это обеспечить пользователям сайта легкий доступ к основным разделам сайта. Поэтому на 90% успех хорошей панели навигации зависит от продуманной структуры сайта. Чем более четко продумана структура расположения информации, тем больше шансов добиться удобной панели навигации.
Одной из хитростей создания меню является использование дополнительных контекстных меню в разделах основной панели. Как правило, заголовки создаются на основе ключевых слов, приводящих посетителей на сайт.
Помимо основной, также используется вспомогательная навигация по сайту, цель которой помочь посетителю в переходе к основным или ближайшим разделам сайта, или перемещение внутри страницы (например, иконки «вперед», «назад», «вверх страницы» и т.д.).
Служебная навигация обязательно присутствует на каждом сайте и обеспечивает быстрый доступ к таким служебным разделам, как например, «карта сайта» или «отправить письмо».
Еще один вид навигации – это использование дополнительных информационных блоков для удобства доступа к вспомогательной информации, полезной посетителю. К ним относится:
- контекстная навигация;
- межтекстовая навигация;
- акцидентная навигация;
Контекстная навигация
Контекстная навигация выводит на исходную страницу ряд ссылок на другие материалы сайта, связанные с данной тематикой. Наиболее популярна в новостных лентах или интернет-магазинах. Контекстные ссылки позволяют поисковикам видеть больше информации о сайте.
Межтекстовая навигация применяется довольно мало, несмотря на то, что суть ее предельно проста - ссылки между страницами расположены в текстовом содержании самих страниц.
Все большую популярность приобретает так называемая акцидентная навигация по сайту, цель которой, создание своего рода «акцентов», привлекающих внимание пользователя к информации важной для владельца сайта. Как правило, это графические или текстовые объекты на странице, информирующие о новой акции, важной новости и т.д.
Это виды основной навигации, призванные обеспечить удобство и легкость перемещения по основным страницам сайта и доступ к основной информации. Кроме того, существуют и приемы организации внутренней навигации по сайту. Типы внутренней навигации включают:
Поисковая навигация.
Создание поисковой формы, которая позволяет быстро находить нужный элемент в текущем разделе сайта.
Иерархическая навигация. Все содержимое сайта разбивается на ряд основных разделов (считается, что их не должно быть больше семи), которые разбиваются на подразделы и т.д. Это позволяет наиболее простым и четким образом представить структуру сайта.
Фасетная навигация. Представляет собой сочетание нескольких классификаций по различным признакам объекта. Такая навигация обеспечивает сочетание иерархического просмотра и атрибутивного поиска. Наиболее гибкий инструмент навигации. Суть его в том, что каков бы ни был исходный запрос посетителя, он в итоге получит искомый результат.
Таковы основные виды навигации, применяемые сегодня создателями сайтов.
Стоит отметить, что разработка навигации сайта должна учитывать необходимость оптимизации меню и для поисковиков интернета, а ведь именно они обеспечивают основной приток посетителей на сайт. К сожалению, поисковики не видят всплывающих меню и выпадающих списков, так украшающих навигацию. Чтобы поисковая машина «увидела» страницу и смогла ее проиндексировать навигация должна быть текстовой и содержаться в начале страницы.
Итак, навигация сайта является качественной, если она четко отражает структуру сайта и обеспечивает легкий доступ ко всем страницам ресурса. При этом она проста и интуитивно понятна пользователю и доступна поисковым машинам. Добиться этого не так просто, как кажется на первый взгляд, но продуманная навигация способна значительно повысить рейтинг сайта в сети.