В начале 2010 года все оптимизаторское сообщество всколыхнули изменения в алгоритмах текстового ранжирования поисковой системы Яндекс. Яндекс и раньше устраивал разнообразные сюрпризы труженикам оптимизации, но сейчас все оказалось серьезнее: сайты вылетали по самым интересным высоко- и среднечастотным запросам. Исследования показали, что все дело в тех текстах, которые размещались на продвигаемых сайтах.
До этого времени считалось, что чем больше текста на сайте, тем лучше, в итоге появлялись так называемые «портянки» - большие куски оптимизированного текста в нижней части сайта (иногда до 20-25 тысяч знаков, что эквивалентно 10 страницам А4). И чем больше поисковых слов было в этих текстах — тем было лучше, общепринятой считалась плотность ключевого слова в 10%. Разумеется, данные тексты не были написаны «для людей» и предназначались исключительно роботам, их даже размещали пониже, так, чтобы пользователь не мог увидеть текста при беглом просмотре.
Что было?
Рассмотрим небольшой пример. Допустим, наш сайт продвигается по запросу «ремонт холодильников» - хороший такой высокочастотный запрос. Соответственно, для продвижения мы размещаем на сайте основательный текст в 10 тысяч знаков с менее частотными запросами: «ремонт холодильников в Петербурге», «ремонт холодильников Стинол», «ремонт холодильников Electrolux» и так далее. В итоге после закупке ссылок сайт мог прочно обосноваться в ТОП-10, а то и ТОП-5 по запросу «ремонт холодильников».
Что произошло?
После изменения алгоритма наш сайт упал по запросу «ремонт холодильников» в ТОП-200, да и выдаваться стала другая страница — скажем, внутренняя страница с прайсом, где случайно была упомянута наша услуга. Логически это никак объяснить невозможно: главная страница в разы релевантенее. Следовательно, она была подвергнута некоему фильтру, то есть искусственно понижена в выдаче. Оптимизаторы даже придумали название этому фильтру «ты спамный».
Что делать?
Сразу было придумано несколько вариантов решения данной проблемы: два простых и один сложный. Последний с различными вариациями уже давно используется в нашей компании.
Вариант 1
Убираем большой текст в тег noindex, который запрещает роботу считывать его.
Плюсы: быстро и дешево.
Минусы: большой и нечитабельный текст как был на сайте, так там и висит.
Вариант 2
Убираем сам текст или радикально сокращаем его.
Плюсы: быстро и дешево.
Минусы: из оптимизации исключаются низкочастотные слова, по которым сайт мог бы быть в ТОП-10.
Вариант 3
Переписываем текст с учетом новых требований: разбиваем его на абзацы, прописываем заголовки и подзаголовки, дополняем картинками... В общем, делаем так, чтобы текст был интересен не только поисковому роботу, но и посетителю, пришедшему на сайт.
Плюсы: эффективно.
Минусы: дорого и относительно долго.
Третий способ написания текстов у нас использовался и до введения нового алгоритма ранжирования, так что каких-то серьезных изменений в позициях продвигаемых сайтов не было. Тем не менее хотелось бы предупредить всех тех, кого заботит судьба своего сайта: внимательно отнеситесь к текстовой оптимизации. Большие фрагменты оптимизированного текста сейчас могут очень серьезно навредить любому ресурсу.